ПАНТОМИМА

 Пантоми́ма (от др.-греч. παντόμῑμος (pantomimos)) — вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

Истоки пантомимы восходят к языческим религиозным ритуалам, к искусству древнегреческих мимов. Как вид театра появилась в Римской империи в эпоху Августа (27–14 до н.э.) В средневековье пантомима была запрещена церковью, но продолжала жить в искусстве странствующих мимов, жонглеров, скоморохов и менестрелей. Расцвела в 16–18 вв. в импровизационной комедии дель арте, театре бродячих итальянских актеров, которые включали в представление бессловесную интермедию. Первой пантомимой стала бытовая (любовная) мелодрама,арлекинада. В 18–19 вв. арлекинада превратилась в излюбленный жанр французского балаганного театра.

В театре нового времени пантомима впервые появилась в виде театрализованного балета (пантомима Д.Уивера в театре «Друри-Лейн» в Лондоне, 1702). В течение 18 в. существовала в театрах в качестве интермедий в антрактах трагедий и комедий, став предтечей водевиля. В 1750 пантомима стала составной частью драматического балета Ж.Ж.Новера.

Этапным в развитии пантомимы стало творчество Ж.Г.Б.Дебюро в парижском театре «Фонамбюль» (1819), когда он вывел на подмостки Пьеро, и Пьеро стал классическим персонажем пантомимы, а Дебюро положил начало лирической поэтической пантомиме.

В 1950-х годах, в Ленинграде, в ДК Промкооперации (позднее переименованном в ДК Ленсовета) Рудольф Славский создал первую в СССР студию пантомимы.

Джейм Тьерри (фр. James Thierrée)

Внук Чарли Чаплина акробат, танцовщик, мим, актёр и режиссёр. Родители Тьерри — Виктория Чаплин и Жан-Батист Тьерри — являются одними из вдохновителей «Нового цирка», течения, объединяющего на арене драму, театр и традиционные цирковые жанры. Джеймс Тьерри работает в рамках этого направления со своей труппой «La Compagnie du Hanneton». После «Симфонии майского жука» он поставил спектакль «Bright Abyss» («Сияющая пропасть»). Джеймса Тьерри прославили шоу, в которых сочетаются театр, цирк и Пантомима.

ЦИРКОВАЯ ПАНТОМИМА

С первых дней существования цирка пантомима занимала в его программах видное место. Это и понятно — одним из предков цирка являются ярмарочные театры-балаганы, где были распространены акробатические пантомимы. Эти театры были соседями стационарного цирка, открытого в Париже на бульваре Тампль в 1782 году английским наездником Астлеем. Он воздвиг там большой амфитеатр , где вызывал восторг публики новизной демонстрировавшихся упражнений.

Клоун в 1785 году появился в Париже. Здесь он, как и сам цирк, был еще новинкой. Во Франции клоун проделал строго определенную эволюцию: из наездника он превратился в акробата.

Билли Саундерс , первый комик цирка…. Оставил о себе воспоминания по фразе, ставшей во Франции традиционной; этой фразой , произносившейся на франко-английском жаргоне, он необыкновенно прерывал свои упражнения: «Не хотите ли поиграть со мною?»